15 февраля — 21 мая 2023,
музей ММОМА
Свердловский андеграунд – не только музыка

04

03

02

01

Проект «Диалог во времени и пространстве
«Синим носам» с Дмитрием Приговым наверняка было бы о чем поговорить — сегодня разговор друг с другом ведут их работы. А посетителям Московского Музея современного искусства (ММОМА) остается с удовольствием внимать этому эстетическому и философскому спору.

В особняке Губина на Петровке 14 февраля открылась выставка «Диалог во времени и пространстве», посвященная творчеству российских художников ХХ и ХХI веков. С кем-то из них столичная публика хорошо знакома: Эрнста Неизвестного или Олега Кулика дополнительно представлять не требуется.

Наряду с ними выступают представители культурного Урала — легенды свердловского андеграунда, молодые екатеринбургские художники, а также арт-группы, призванные доказать, что понятия периферия в искусстве не существует.
Чтобы осознать это, зрителям придется сделать девять кругов по тематическим залам на пересечении культурной и географической параллелей. По замыслу куратора Владимира Прохорова, так каждый посетитель выставки сможет если не найти ответы на самые актуальные вопросы современности, то сформулировать суть проблемы в экологии, урбанизации, культурной самоидентификации, исторической оценки.
На выставке представлены живопись, скульптура, графика, арт-инсталляции, созданные художниками Урала и всей России с 1970-го по настоящее время. Произведения представляет Фонд поддержки и реализации культурных инициатив Синара, который стал партнером ММОМА, развивающего направление работы с региональным искусством.
01

02

03

04

Екатеринбургское Пророчество

По словам эксперта Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Юлии Борзенковой, это первый опыт организации выставки, когда специально под концепцию куратора фондом подобраны картины, которые сейчас находятся у него в управлении. Эксперт уверена, что экспозиция «Диалог во времени и пространстве» вызовет большой интерес не только из-за присутствия знаковых произведений легендарных художников, но и из-за постоянно растущего интереса к региональному искусству.

01

Для выставки в Московском музее современного искусства мы аккумулировали очень масштабное собрание — 125 работ. Сама идея нам очень понравилась — показать единство художественного процесса без деления на центр и периферию и включенность феномена уральского искусства в общероссийский и мировой контекст
— Юлия Борзенкова,
эксперт Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара
Актуальный контекст  выставке придают маленькие детали – нет привычных текстовых описаний, их заменяют QR-коды, которые ведут на страницу с подробным разбором концепции и наполнения каждого зала на сайте музея. Такой технический ход не только дань моде на «цифру» – это позволило выиграть дополнительное пространство и увеличить количество выставленных работ.
Залы нашего классического особняка видели очень разные произведения искусства. Работы, которые представлены сейчас, хорошо вписались в интерьеры усадьбы. Имена их авторов, к сожалению, до этого были мало известны широкому кругу зрителей. Мы решили рассказать с ними целую историю, разбив ее на тематические залы, и познакомить публику с новыми именами
— Владимир Прохоров,
куратор проекта
«Визуальный ключ ко всей выставке – «Пророчество» Валерия Дьяченко из Уктусской школы. Один из отцов-основателей свердловского андеграунда, смело экспериментирует с формой, играя на контрасте с постмодерном нулевых и его ироническим контекстом. Его черная звезда с подсветкой, ставшая символом «Диалогов во времени и пространстве» – своего рода ответ Малевичу.
01

02

03

04

Одно из ключевых направлений работы Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара — развитие современного искусства и творческих инициатив на территории России.
Фонд участвует в проектах таких крупных институций, как Большой театр, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей современного искусства, Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и другие. Также Фонд поддерживает проекты в регионах: Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей «ДеМЮКС», Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий», Международный детско-юношеский конкурс исполнителей классического танца «Щелкунчик приглашает».
Фонд культурных инициатив Синара представляет на выставке в ММОМА произведения российских авторов, в том числе уникальную подборку работ художников, чья биография неразрывно связана с уральским регионом. В ближайших планах проведение передвижных выставок в городах РФ, работа с паблик-артистами, молодыми дизайнерами и архитекторами.

Прологом к звездному атласу современного искусства выступает зал «Природа». Заповедные леса, Уральские горы и река Чусовая… В региональной художественной школе неслучайно много пейзажистов, но для выставки в ММОМА куратор выбрал произведения, обращающиеся к тревожной теме — экологической безопасности. Например, полотно Вениамина Степанова — это в буквальном смысле место сражения натуры и человека: линия электропередач врубается в чащу леса.
В центре зала установлен «Саркофаг» коллектива Recycle. Работа 2010 года задает еще один лейтмотив экспозиции — метаморфозы смерти. Античная традиция придавать сакральный смысл местам погребения с помощью искусства переосмыслена Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым. В их представлении саркофаг — это «контейнер» для душ, за основу которого взят мусорный бак. Так художники говорят об инфляции культурных кодов и экологической повестке, ведь современный саркофаг делают из переработанного пластика.
01

02

03

04

Экзистенциальный саркофаг


По словам эксперта Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Юлии Борзенковой, это первый опыт организации выставки, когда специально под концепцию куратора фондом подобраны картины, которые сейчас находятся у него в управлении. Эксперт уверена, что экспозиция «Диалог во времени и пространстве» вызовет большой интерес не только из-за присутствия знаковых произведений легендарных художников, но и из-за постоянно растущего интереса к региональному искусству.

Далее зрителей приглашают в зал «Гигантов». Название он получил из-за масштаба имен. Символическое ядро экспозиции составляют работы художников, уже признанных классиками во всем мире. Тон повествованию задает Дмитрий Пригов с «Портретами видных деятелей современной культуры». Своими в этом зале смотрятся самый дорогой из ныне живущих русских художников Илья Кабаков и акционист Олег Кулик, провоцирующий зрителя на размышления о современной семье.
По задумке куратора, мостик к уральским мастерам и молодым авторам перекидывает уроженец Свердловска и скульптор мира Эрнст Неизвестный. Однако роднит его с ними не только происхождение, но и художественный язык, в частности пластичность.
02

В диалог с Орфеем вступает «двоица» современного воронежского скульптора Ивана Горшкова: вычурные фигуры «Малыш» и «Крепыш», которые выступают современными атлантами.Большие художники примиряют Природу и Город, которому посвящен третий зал.
Как замечает Владимир Прохоров, в работах художников уральского региона тема урбанизации занимает видное место. История городов, построенных на мистическом стыке Азии и Европы, с богатой индустриальной историей по-разному отражается в творчестве.
На выставке можно увидеть работы уральского монументалиста Андрея Антонова, который во многом сформировал городскую эстетику Екатеринбурга.
01

02

03

04

По словам эксперта Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Юлии Борзенковой, это первый опыт организации выставки, когда специально под концепцию куратора фондом подобраны картины, которые сейчас находятся у него в управлении. Эксперт уверена, что экспозиция «Диалог во времени и пространстве» вызовет большой интерес не только из-за присутствия знаковых произведений легендарных художников, но и из-за постоянно растущего интереса к региональному искусству.

Его резцу принадлежат композиция на фасаде Свердловского цирка, рельеф на Театре музкомедии и Муза кино на здании Дома кино, а также скульптурная группа «Горожане. Разговор», увековечившая мэтров уральского искусства Виталия Воловича, Мишу Брусиловского и Германа Метелева.
Еще один представитель уральской культурной среды — ныне живущий в Кельне Сергей Сологуб. Будучи по образованию художником кино, Сологуб пишет в стиле «гиперреализма» или «фотореализма» и образ родного города неожиданно всплывает в его ярких фата-морганах.
Предсказуемо целый зал отведен теме индустриализации. Вся история и культура Урала связана с металлургическими производствами, начало которым было положено еще в Железном веке. И в этом проявляется гений места. Неслучайно Уральская индустриальная биеннале получила такую популярность.
Традиционное для 1970-80-х эпическое полотно Владимира Сыскова «Бригада Д.К. Щапкина» только на первый взгляд образец «официального» искусства. Художник делает акцент на «человеческом факторе» производственной машины и вместе с тем эскапирует в Ренессансную композицию и делает отсылку к сакральным темам, в том числе к Тайной вечере.
Индустриальные пейзажи только формально связаны с темой производства. Линогравюра художника-самоучки Николая Черкасова, 40 лет проработавшего на Челябинском тракторном заводе, – черно-белый гимн заводской геометрии труб, которая трансформируется в воздушное кружево облаков.
Более современно осмысление темы труда – лайтбоксы из проекта «Окна и фабрики» Александра Бродского. Графика на подсвеченных забеленных, по советской традиции, окнах. И наконец взгляд из эпохи постиндустриальной – работа Александра Грекова «Выход».
Уральский ответ расхожему стереотипу, что за пределами двух столиц неофициальное искусство было развито слабо – Уктусская школа свердловского андеграунда, «Дизайн-центр» филиала ВНИИТЭ, россыпь «подвальных» мастерских и мастера-одиночки активно развивали идеи первого авангарда. Художники отличались большой смелостью в самовыражении, экспериментах, в представлении работ зрителям, делая акцент не на маргинальность, а на интеллектуальную составляющую.
Часть их произведений представлены в зале «Формат». Первое, что бросается в глаза, – известная инсталляция «Кухонный супрематизм» группы «Синие носы». Развеска картин повторяет ту, что сделал Казимир Малевич на скандальной выставке 1915 года, где и был презентовано одноименное направление. Но вместо Черного квадрата здесь кусочки колбасы, сыра и хлеба.
Над одержимостью эстетикой авангарда иронизирует в своих в работах, написанных на дешевых клеенчатых скатертях, Владимир Селезнев. Автор громко спрашивает: как получилось, что странные геометрические формы из художественного откровения превратились в бренд и аукционные артефакты.
Яркий и броский зал «История» можно отнести к изо-публицистике. Георгий Острецов приводит конспирологическое и фантастическое видение «Свободы на баррикадах». Николай Федореев пишет двойственный портрет первого российского президента «Коммунист Ельцин».

01

02

03

04

Кухонный супрематизм 2.0



По словам эксперта Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Юлии Борзенковой, это первый опыт организации выставки, когда специально под концепцию куратора фондом подобраны картины, которые сейчас находятся у него в управлении. Эксперт уверена, что экспозиция «Диалог во времени и пространстве» вызовет большой интерес не только из-за присутствия знаковых произведений легендарных художников, но и из-за постоянно растущего интереса к региональному искусству.

Яркий и броский зал «История» можно отнести к изо-публицистике. Георгий Острецов приводит конспирологическое и фантастическое видение «Свободы на баррикадах». Николай Федореев пишет двойственный портрет первого российского президента «Коммунист Ельцин».
В зале «Спорт» зрителям предлагается порефлексировать на тему успешности, которая в современном обществе возведена в ранг приоритетной стратегии для индивида. Настоящее совершенство или показное превосходство? Реальное развитие или псевдо-соперничество? Ответом на эти вопросы выступают, в том числе, два холста Дианы Мачулиной из серии «Сила и красота» и произведения других авторов.

Зал под условным название «Культура» – пространство настоящего творческого диалога. Здесь представлены работы Авдея Тер-Оганьяна по мотивам Пабло Пикассо и мультимедийное полотно «Марсий, наказанный Аполлоном» Александра Шишкина-Хокусая, апеллирующее к классике. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский уместили в четырех полотнах «Времена года русской живописи» всю Третьяковскую галерею. Причудливо соседствующие друг с другом герои самых известных произведений – это и постмодернистская ирония, и первый мем, и оммаж главным русским художникам. Здесь зрители наверняка захотят сделать селфи, и это часть задумки составителей выставки.

Завершает экспозицию зал «Мысль», где творчески перерабатывается значение слова и текста в жизни и искусстве. Слова, как утверждают художники, могут иметь очень сильное влияние. Об этом свидетельствует очень актуальная в сегодняшнем контексте инсталляция Рустама Исмагилова «Не забивай себе голову». Фигура человека, набитая скомканными газетными страницами предостерегает от того, чтобы до краев быть наполненным чужими идеями и мнениями. Для ощущения свободы организаторы выставки принципиально оставили открытым окно в этом зале.

03

01

02

03

04

По словам эксперта Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Юлии Борзенковой, это первый опыт организации выставки, когда специально под концепцию куратора фондом подобраны картины, которые сейчас находятся у него в управлении. Эксперт уверена, что экспозиция «Диалог во времени и пространстве» вызовет большой интерес не только из-за присутствия знаковых произведений легендарных художников, но и из-за постоянно растущего интереса к региональному искусству.

В зале «Спорт» зрителям предлагается порефлексировать на тему успешности, которая в современном обществе возведена в ранг приоритетной стратегии для индивида. Настоящее совершенство или показное превосходство? Реальное развитие или псевдо-соперничество? Ответом на эти вопросы выступают, в том числе, два холста Дианы Мачулиной из серии «Сила и красота» и произведения других авторов.
В зале «Спорт» зрителям предлагается порефлексировать на тему успешности, которая в современном обществе возведена в ранг приоритетной стратегии для индивида. Настоящее совершенство или показное превосходство? Реальное развитие или псевдо-соперничество? Ответом на эти вопросы выступают, в том числе, два холста Дианы Мачулиной из серии «Сила и красота» и произведения других авторов.

Зал под условным название «Культура» – пространство настоящего творческого диалога. Здесь представлены работы Авдея Тер-Оганьяна по мотивам Пабло Пикассо и мультимедийное полотно «Марсий, наказанный Аполлоном» Александра Шишкина-Хокусая, апеллирующее к классике. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский уместили в четырех полотнах «Времена года русской живописи» всю Третьяковскую галерею. Причудливо соседствующие друг с другом герои самых известных произведений – это и постмодернистская ирония, и первый мем, и оммаж главным русским художникам. Здесь зрители наверняка захотят сделать селфи, и это часть задумки составителей выставки.

Завершает экспозицию зал «Мысль», где творчески перерабатывается значение слова и текста в жизни и искусстве. Слова, как утверждают художники, могут иметь очень сильное влияние. Об этом свидетельствует очень актуальная в сегодняшнем контексте инсталляция Рустама Исмагилова «Не забивай себе голову». Фигура человека, набитая скомканными газетными страницами предостерегает от того, чтобы до краев быть наполненным чужими идеями и мнениями. Для ощущения свободы организаторы выставки принципиально оставили открытым окно в этом зале.

За периметром выставки диалог продолжается в буквальном смысле. Экспозиция сопровождается циклом лекций и публичных дискуссий, которые призваны обобщить знания об уральской ветви отечественного искусства и созависимых с ним направлений философии, арт-критики и креативных индустрий.
Эксперты и авторы ведут разговор об идентичности художника и пытаются осмыслить эстетическую трансформацию, происходящую, в том числе под влиянием новых медиа и цифровизации.

В ближайших планах Фонда культурных инициатив Синара – проведение передвижных выставок в городах России, работа с паблик-артистами, молодыми дизайнерами и архитекторами. Одной из площадок станет музейный комплекс «Северская Домна». Этот музейный комплекс, основанный в исторических помещениях Северского трубного завода компании ТМК в городе Полевском Свердловской области, после реконструкции 2022 года превратился в интерактивное художественное пространство и входит в число наиболее посещаемых туристических мест Урала и в топ-10 рейтинга корпоративных музеев России.

01

02

03

04

Диалог с регионами




По словам эксперта Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Юлии Борзенковой, это первый опыт организации выставки, когда специально под концепцию куратора фондом подобраны картины, которые сейчас находятся у него в управлении. Эксперт уверена, что экспозиция «Диалог во времени и пространстве» вызовет большой интерес не только из-за присутствия знаковых произведений легендарных художников, но и из-за постоянно растущего интереса к региональному искусству.

Яркий и броский зал «История» можно отнести к изо-публицистике. Георгий Острецов приводит конспирологическое и фантастическое видение «Свободы на баррикадах». Николай Федореев пишет двойственный портрет первого российского президента «Коммунист Ельцин».
В зале «Спорт» зрителям предлагается порефлексировать на тему успешности, которая в современном обществе возведена в ранг приоритетной стратегии для индивида. Настоящее совершенство или показное превосходство? Реальное развитие или псевдо-соперничество? Ответом на эти вопросы выступают, в том числе, два холста Дианы Мачулиной из серии «Сила и красота» и произведения других авторов.

Зал под условным название «Культура» – пространство настоящего творческого диалога. Здесь представлены работы Авдея Тер-Оганьяна по мотивам Пабло Пикассо и мультимедийное полотно «Марсий, наказанный Аполлоном» Александра Шишкина-Хокусая, апеллирующее к классике. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский уместили в четырех полотнах «Времена года русской живописи» всю Третьяковскую галерею. Причудливо соседствующие друг с другом герои самых известных произведений – это и постмодернистская ирония, и первый мем, и оммаж главным русским художникам. Здесь зрители наверняка захотят сделать селфи, и это часть задумки составителей выставки.

Завершает экспозицию зал «Мысль», где творчески перерабатывается значение слова и текста в жизни и искусстве. Слова, как утверждают художники, могут иметь очень сильное влияние. Об этом свидетельствует очень актуальная в сегодняшнем контексте инсталляция Рустама Исмагилова «Не забивай себе голову». Фигура человека, набитая скомканными газетными страницами предостерегает от того, чтобы до краев быть наполненным чужими идеями и мнениями. Для ощущения свободы организаторы выставки принципиально оставили открытым окно в этом зале.

04

Журнал Компания