ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОВЕСТИ
Сегодня россияне оценивают экологическую ситуацию на «троечку». По опросам ВЦИОМ, именно такую оценку по пятибалльной шкале поставили состоянию окружающей среды 40% респондентов. Исследования Центра также показывают, что в обществе есть явный запрос на повышение экологической активности крупных промышленных предприятий. Более 40% респондентов ждут, что промышленники озаботятся совершенствованием производственных линий, 42% выступают за внедрение «зеленых» инноваций. Каждый третий высказывается за переход на полностью «зеленое» производство.
Все это, как считается, уже пробудило у бизнеса экологическую совесть: помимо затраченных на нацпроект «Экология» 1,4 трлн рублей из бюджета, еще 700 млрд рублей, по данным ВНИИ экологии, поступили от бизнеса в качестве добровольных инвестиций.
Хотя можно найти этому и экономическое обоснование. «На доступных нам сегодня восточных рынках — для кого-то это может быть сюрпризом — те же самые требования, что и на западных. На Гонконгской фондовой бирже условия для финансирования более жесткие, чем на Лондонской. Если говорить про товарные рынки, наши компании продолжают заполнять анкеты по социальным и экологическим аспектам производства. ESG-повестка никуда не делась», — замечает партнер, заместитель руководителя департамента консалтинга Kept Игорь Коротецкий.
Как бы то ни было, в последние десять лет крупные промышленные предприятия превратились в центры экологических компетенций. У них есть программы экологизации, подкрепленные финансовыми и технологическими ресурсами, и десятки тысяч лояльных последователей.
Например, в реализации «зеленых» инициатив на предприятиях Трубной Металлургической Компании (ТМК) участвуют более 60 тысяч сотрудников, опосредованно — члены их семей, работники компаний-заказчиков и жители городов, в которых расположены металлургические заводы.